Restorers
Реставраторы
Реставраторы
Colotov_sepia.jpg
Cedr_sepia.jpg
AmberRoomVtorRozdPM2 (1).jpg
http://ambr_j3/images/amberroom_people/AmberRoomVtorRozdPM2 (1).jpg
ColorKrylov.jpg
DSC02894.jpg
DSC062_RPMa.jpg
EkNikAnohina.jpg
groupbwMa.jpg
RadikMintz2PM.jpg
sautovPM.jpg
VtorRozd.jpg
Zuravlev.jpg
TodayPM.jpg
Elements of Decor
amber room
DSC00720.jpg
DSC01315.jpg
DSC01338.jpg
DSC01720.jpg
DSC01728.jpg
DSC01749.jpg
DSC01752a.jpg
DSC02726.jpg
DSC03096.jpg
DSC03144.jpg
DSC03851.jpg
Fl3.jpg
FlHistory.jpg
FlMosaik.jpg
Frame07.jpg
frame23Fragm4.jpg
Igle.jpg
FRex.jpg
Еще одна из самых трудноразрешимых проблем как проектирования, так и практического процесса воссоздания интерьера - определение высоты рельефа янтарной резьбы по фотографиям, дающим плоское изображение. Эту задачу удалось решить благодаря уникальному методу фотограмметрии, разработанному в ВНИИ горной геомеханики и маркшейдерского дела. Метод позволяет с помощью специальных стереограмметрических камер по старым фотографиям определить размеры силуэта и формы утраченной детали. Однако в последующие годы возникла возможность уточнения параметров сложнопрофилированных деталей (янтарных рам) с помощью новых компьютерных технологий.
Построение профиля деревянной основы янтарной рамы в программе трехмерного моделирования
Одновременно с созданием проекта шел многолетний процесс поиска и отработки технологии восстановительных работ. Янтарь - мягкий и, вместе с тем, очень хрупкий материал, поэтому для создания деталей сложной конфигурации понадобился особый, никем ранее не применявшийся инструмент. Мастерская постепенно оснащалась токарными и фрезерными станками, скорость и режим которых были приспособлены к специфическим свойствам янтаря. Один из реставраторов, В.М.Домрачев, имевший художественное и техническое образование, разработал конструкцию специальных фрез с десятью-двенадцатью режущими кромками, которые затем были изготовлены на Сестрорецком инструментальном заводе им. Воскова. Для тонкой ручной резьбы приобретались и специально изготавливались штихели и другие инструменты.
Пришлось немало времени потратить и на новые разработки, которые обеспечили бы долговечность воссозданного янтарного декора.
Известно, что в качестве основы панелей, к которым приклеивались янтарные пластины и детали, использовались щиты из дуба. Но его древесина отличается высокой гигроскопичностью и пористостью, а, следовательно, активно реагируя на изменение температурно-влажностного режима, изменяет свои геометрические размеры. В результате этого вся дальнейшая история бытования Янтарной комнаты была связана с подклейкой отслоившихся фрагментов янтарного набора по месту. При участии ПО «Научфанпром» производились сравнительные испытания образцов различных видов фанеры, показавшие преимущество той разновидности этого материала, которая применяется в авиационной промышленности.
Нанесение мастики на деревянную основу панели для последующей фиксации янтарных пластин
Непросто решался вопрос и о выборе клея для закрепления янтарных пластин. Он должен был отвечать сразу нескольким требованиям: не разрушать янтарь, быть прочным и вместе с тем возвратным адгезивом, то есть, обеспечить возможность удаления янтарной детали со щита в случае необходимости ее реставрации. Аналитические исследования образцов подлинных мастик, взятых с произведений из янтаря, производились с привлечением специалистов Центральной Ленинградской научно-исследовательской лаборатории. Было проведено более 100 циклов испытаний, в ходе которых изучалось воздействие на мастики перепадов температуры, влажности и ультрафиолетовых лучей. В качестве оптимального варианта были избраны воско-канифольные и воско-дамарные мастики, причем воск для их приготовления использовался природный, пчелиный, очищенный от механических включений.
Наконец, основной проблемой технологии воссоздания Янтарной комнаты явилось колористическое решение произведения. В архивных и литературных источниках отсутствуют сведения об окраске янтаря в процессе создания этого интерьера. Изучение сохранившихся фрагментов отделки Янтарной комнаты не позволило прийти к однозначному выводу о наличии в них красителя, так как часть органических соединений, отвечающих за цвет, присущи самому янтарю. В среде специалистов началась длительная и острая дискуссия по поводу целесообразности искусственного окрашивания янтаря. Высказывались опасения, что термические способы колорирования приведут к разрушению поверхности янтаря, так как при температуре свыше 50 градусов он начинает окисляться. Выражались надежды, что путем естественного старения через столетия янтарь «наберет» нужную цветовую силу.
Неокрашенный янтарь
Однако, природные разновидности балтийского самоцвета дают довольно скудную палитру цветов, а Янтарная комната славилась богатством колористической гаммы, включавшей в себя оттенки от светло-лимонного до вино-красного. Известно, что окраска янтаря имеет многовековые традиции. Еще Плиний Старший отмечал, что в античном Риме искусственно изменяли цвет янтаря с помощью растения Anchusa tinctoria, морского пурпура и козлиного сала. Согласно немецким энциклопедическим словарям XVIII века, в 20-е годы этого столетия окрашивание янтаря уже было хорошо известно. Изучение подлинных предметов в лаборатории Государственного Эрмитажа показало, что в двух случаях из трех балтийский самоцвет колорировался. Прозрачный янтарь подвергался термическому воздействию, а непрозрачный тонировался специальными красителями естественного происхождения. Причем такая обработка не навязывала янтарю не присущие ему свойства, а лишь усиливала его колористические возможности. Но при какой температуре и с помощью каких красителей можно обрабатывать янтарь, не причиняя ему вреда, - этими вопросами предстояло заниматься четырем лабораториям: Технологического института, НИИ земной коры, объединения «Реставратор» и Государственного Эрмитажа. По результатам данного исследования был оформлен патент и защищена кандидатская диссертация.