Restorers
Реставраторы
Реставраторы
Colotov_sepia.jpg
Cedr_sepia.jpg
AmberRoomVtorRozdPM2 (1).jpg
http://ambr_j3/images/amberroom_people/AmberRoomVtorRozdPM2 (1).jpg
ColorKrylov.jpg
DSC02894.jpg
DSC062_RPMa.jpg
EkNikAnohina.jpg
groupbwMa.jpg
RadikMintz2PM.jpg
sautovPM.jpg
VtorRozd.jpg
Zuravlev.jpg
TodayPM.jpg
Elements of Decor
amber room
DSC00720.jpg
DSC01315.jpg
DSC01338.jpg
DSC01720.jpg
DSC01728.jpg
DSC01749.jpg
DSC01752a.jpg
DSC02726.jpg
DSC03096.jpg
DSC03144.jpg
DSC03851.jpg
Fl3.jpg
FlHistory.jpg
FlMosaik.jpg
Frame07.jpg
frame23Fragm4.jpg
Igle.jpg
FRex.jpg
Мозаичная картина “Зрение”. Фрагмент исторической фотографии
Один из ключевых элементов убранства Янтарной комнаты - полихромные мозаики из натуральных камней. К моменту начала работы над ними реставраторы располагали лишь черно-белыми фотографиями, довоенными описаниями и литературной традицией, приписывавшей исполнение этих композиций с картин Дж.П.Паннини. Уточнение происхождения мозаик было вызвано настоятельной необходимостью получить сведения об их цветовом решении и самоцветном составе. В результате счастливой находки исследователей Л.В.Хайкиной и М.Г .Колотова удалось установить истинное имя автора живописных моделей и факт наличия этих моделей в музее флорентийской мануфактуры, где некогда и были изготовлены мозаичные картины Янтарной комнаты. Благодаря этой удаче стало возможным исполнение цветовых эталонов для воссоздаваемых произведений. Немаловажную роль сыграло и присутствие в собрании ГМЗ «Царское Село» флорентийской мозаики «Порт в Ливорно», изготовленной теми же самыми мастерами, что и мозаичные панно Янтарной комнаты. В криминалистической лаборатории был сделан анализ соскоба мастики с этой мозаики. Для пробы сил и отработки техники камнерез Б.П.Игдалов выполняет фрагмент мозаики «Порт в Ливорно» размером четыре на семь сантиметров. Этот маленький фрагмент был составлен из более ста кусочков самоцветных камней, каждый из которых передавал едва уловимый нюанс цвета, переход тона и прихотливый изгиб штриха. На изготовление пробного фрагмента ушли три месяца работы, а на воссоздание четырех мозаичных панно Янтарной комнаты размером 56 на 43 сантиметра предстояло затратить несколько лет.
Ретавратор Р.Шафеев за работой над флорентийской мозаикой
Для осуществления этой уникальной работы пришлось заняться сбором самоцветного сырья со всей территории бывшего Советского Союза. В наборе мозаик Янтарной комнаты использованы уральские яшмы, алтайский коргонский порфир, белореченский кварцит, подмосковный и казахстанский кремни, забайкальский лазурит и др. Основой для мозаичного набора служит криворожский сланец - прочный и неподверженный температурным перепадам материал.
Реставраторам, занимающимся воссозданием флорентийских мозаик Янтарной комнаты (Б.Игдалову, Р.Шафееву, Ю.Молчанову, А.Соловьёву, К.Иванову), довелось испытать серьезную проверку их профессионального мастерства.
Подлиная мозаика из Янтарной комнаты
Когда в 2001 году в Германии обнаружили одну из подлинных мозаик этого интерьера, похищенную еще в период демонтажа панелей в Царском Селе, специалистам представилась редкая возможность сравнить уже воссозданное произведение с оригиналом.
Подлинная мозаика. Фрагмент
Живописный оригинал 1751 г. Фрагмент
Воссозданная мозаика. Фрагмент
Они оказались почти неразличимы. И этот факт, на наш взгляд, позволяет поставить точку в дискуссии о правомерности принятого более двадцати лет назад решения о возможности «повторить неповторимое» - Янтарную комнату.