Привезенный с большими предосторожностями в Россию в 1717, году Янтарный кабинет так и не был смонтирован при жизни Петра I. Очевидно, причиной тому явилось отсутствие в отделке кабинета множества деталей, требовавших наличия опытных резчиков по янтарю. В начале XVIIIстолетия этот вид художественного творчества еще только начинал развиваться в России. На протяжении четверти века сложенные в деревянные ящики янтарные панели пролежали в так называемых людских покоях Летнего дворца по соседству с голландскими изразцами, китайским фарфором и другими заморскими диковинами.

О подарке прусского короля вспомнила дочь Петра I Елизавета. Драгоценная отделка кабинета как нельзя лучше отвечала стремлению императрицы оформлять создаваемые для нее интерьеры с неповторимой роскошью. Портрет императрицы Елизаветы ПетровныСпустя полвека после возникновения замысла Янтарной комнаты воплотить его в преображенном виде суждено было великому архитектору Франческо Бартоломео Растрелли. Творчество этого зодчего знаменует собой вершину развития русского барокко. Среди лучших его произведений - Зимний дворец в Петербурге и Большой дворец в Царском Селе. Именно с этими сооружениями и связана дальнейшая история Янтарного кабинета Фридриха I.
Елизавета распорядилась использовать янтарные панели для убранства одного из покоев Т ретьего Зимнего дворца. Растрелли не сразу нашел подходящее помещение для установки кабинета, и янтарные панели неоднократно демонтировали и переносили из одного зала в другой, пока, наконец, не остановились на комнате, примыкавшей к опочивальне императрицы.

Летний дворец.Гравюра А.Ф.Зубова Летний дворец.Гравюра А.Ф.Зубова, 1716 г. Людские покои Летнего дворца - двухэтажный служебный флигель, в большом зале которого до 1743 г в разобранном виде хранился Янтарный кабинет

Габариты этого помещения значительно превышали размеры янтарных панелей, и поэтому Растрелли пришлось ввести в оформление интерьера лаковую роспись, имитирующую янтарь, и восемнадцать зеркальных пилястр, расчленявших янтарные панно. В пышные янтарные рамы, находившиеся в центре панелей, вместо зеркал вставили картины, «взятые у живописца Грота». Так как первоначальная отделка кабинета Фридриха I осталась незавершенной, то одна из этих рам была сделана из дерева. Узнавший об этом прусский король Фридрих II в 1745 году дарит Елизавете недостающую янтарную раму, исполненную по проекту Антона Рейха. В ее декор были введены аллегории, прославляющие российскую государственность. Необходимой реставрацией янтарных панелей, пострадавших за долгие годы хранения, а также их установкой на стенах занимается штукатурных дел мастер Александр Мартелли, владевший навыками работы с янтарем. В течение почти десяти лет Янтарная комната находилась в Зимнем дворце, но с этим сооружением ее судьба оказалась связанной лишь временно.

Янтарный кабинет в Третьем Зимнем дворце. 1743-1755 гг. Графическая реконструкция А.А.Кедринского
Янтарный кабинет в Третьем Зимнем дворце. 1743-1755 гг. Графическая реконструкция А.А.Кедринского


В июле 1755 года в связи с намерением императрицы вновь переделать свой столичный дворец янтарные панели демонтируют и отправляют в Большой дворец Царского Села ,которому суждено было стать местом их постоянного пребывания.

Дворец Её Императорского Величества в Царском Селе. Гравюра М.И.Махаева, 1750-ые гг.Дворец Её Императорского Величества в Царском Селе. Гравюра М.И.Махаева, 1750-ые гг.


Архитектор Растрелли, дважды устраивая Янтарную комнату – в Зимнем дворце и в Царском Селе – блестяще справился с очень нелегкой задачей. Портрет Ф.Б.Растрелли. Неизвестный художник, до 1762 г. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.  Ему пришлось вписать янтарную отделку небольшого камерного кабинета в убранство высокого парадного зала. Проявив талант тончайшего декоратора, придумал он чередование янтарных панно с зеркальными пилястрами, роспись верхнего яруса стен под янтарь и роскошный резной золоченый декор интерьера. При всей пышности оформления зала, все, окружавшее янтарные панели, казалось легким обрамлением, подчеркивавшим их сказочную красоту. 
Но главным дополнением драгоценного декора комнаты в Царском Селе стали флорентийские мозаики, заменившие картины, ранее находившиеся в янтарных рамах. Мозаичные композиции аллегорически изображали природные чувства человека: «Вкус», «Зрение», «Слух», «Осязание и обоняние». Набранные из пластин твердого камня, плотно подогнанных друг к другу, они с такой тонкостью передавали детали рисунка и оттенки цвета, что производили полное впечатление станковой живописи.

Мозаичная картина “Обоняние и осязание”Мозаичная картина “Обоняние и осязание”. Л.Сириес по живописному оригиналу Д.Дзокки, 1752 г. Мастерская твёрдых камней, Флоренция  

Мозаики Янтарной комнаты, исполненные в 1752 году во Флоренции по картонам художника Д.Дзокки в мастерской, руководимой выдающимся камнерезом и гравером Л.Сириесом, очевидно, появились в России в качестве дипломатического дара австрийского императорского дома.
В декабре 1755 года оформление Янтарной комнаты в основном было завершено. Сам архитектор Ф.Б.Растрелли таким образом описал одно из самых своеобразных из созданных им произведений: «…большая Камера, вся отделанная белым и жёлтым янтарём, и все панели, обрамлённые порезками, украшены барельефами, фестонами и прочими скульптурными работами из того же материала. Я велел устроить между панно зеркальные пилястры с узором из золочёной бронзы».
Но понадобилось еще пятнадцать лет для того, чтобы этот уникальный интерьер обрел свой окончательный облик. На одной из панелей комнаты среди рокайльных завитков присутствовала надпись «Фридрих Рогенбук мастер-исполнитель сделано 1760». Эта надпись фиксирует начало последнего этапа формирования декоративного убранства Янтарной комнаты. Ее хрупкий декор не мог долго оставаться без постоянного присмотра и реставраций. Это обстоятельство побудило пригласить из Пруссии янтарных дел мастера Фридриха Рогенбука. Ему было доверено стать пожизненным хранителем уникального интерьера. В 1761 году на помощь к нему приехали еще несколько прусских резчиков по янтарю, и среди них сын Рогенбука – Иоганн, заменивший в 1771 году отца на должности смотрителя Янтарной комнаты, которую он исправлял вплоть до своей смерти в 1813 году.
Под руководством Ф.Роггенбука были введены дополнения в янтарную отделку интерьера: базы под пилястры (ранее выполненные из дерева и раскрашенные под янтарь), восемь гладких узких щитов для заполнения промежутков между пилястрами, угловой столик, десюдепорт восточной стены, гирлянды на аттике. В этих гирляндах были использованы маски из числа янтарных деталей, привезенных из Пруссии вместе с готовыми панелями, но без указания места их назначения. Кроме того, Роггенбук ввел много дополнительных деталей в первоначальный декор настенных панно. Среди них можно увидеть рокайли, цветы, картуши, вензеля Екатерины и двуглавого российского орла в оформлении рамы, подаренной Фридрихом II.


Портрет Екатерины II. Копия сер. XIX в. с оригинала С.Торелли. 1762 г. ОфортПортрет Екатерины II. Копия сер. XIX в. с оригинала С.Торелли. 1762 г. Офорт

Лишь к 1770 году, в эпоху правления императрицы Екатерины II, завершилась история создания Янтарной комнаты, растянувшаяся на семь десятилетий. Художественный образ янтарного «восьмого чуда света» поражал всех, кому доводилось побывать в царскосельском дворце.
Французский поэт-романтик Теофиль Готье восторженно написал: «Только в «Тысяче и одной ночи» и волшебных сказках, где архитектура дворцов доверена чародеям, духам и джиннам, видят залы из драгоценных камней, обычно употребляемых для ювелирных украшений. Глаз, не привыкший видеть этот материал, использованный в таком масштабе, изумлен и ослеплен богатством и теплотой этих оттенков, которые представляют всю гамму желтого от дымчатого топаза до светлого лимона…».

                                           Наши партнёры:

 TripAdvisorlogo3 150 gmz cs  peterhof isaak sb