Общий вид Янтарной комнаты. Фотография 1920-ых гг В центре комнаты была установлена модель конного памятника Фридриху Великому

Почти два века уникальный интерьер просуществовал в Царском Селе. В ходе неоднократных реставраций (1833, 1893-1897, 1933-1935 гг.), производившихся на уровне своего времени, в янтарном декоре комнаты появились неизбежные утраты, искажения и дополнения. Таким образом, к лету 1941 года, когда намечались серьезные восстановительные работы в Янтарной комнате, уже было ясно, как много разновременных напластований имеет это произведение, и с каким сложным художественным организмом придется иметь дело реставраторам. Однако, начавшаяся война разрушила все созидательные планы, впереди была оккупация Пушкина, перевозка Янтарной комнаты в Кенигсберг и ее таинственное исчезновение. Лишь через сорок лет внимание реставраторов будет вновь привлечено к Янтарной комнате, но теперь уже перед ними будет поставлена неизмеримо более тяжелая, ответственная и беспрецедентная задача – воссоздать утраченный шедевр мировой культуры. Многолетним поискам Янтарной комнаты посвящены сотни статей, десятки книг, многие годы жизни серьезных исследователей и азартных искателей приключений. Но все усилия до сих пор остаются напрасными. С каждым годом, отделявшим нас от момента исчезновения «восьмого чуда света», надежды на его возвращение становились все более слабыми. Если бы Янтарная комната тайно хранилась в каком-либо частном собрании, то за полстолетия хоть что-то о судьбе столь широко известного произведения должно было просочиться в среде коллекционеров, музейных работников или журналистов. А в том случае, если ящики с панелями покоятся в подземном укрытии, то хрупкий янтарный декор, еще до войны нуждавшийся в реставрации, буквально рассыплется в руках счастливцев, сделавших эту сенсационную находку. И даже при самых благоприятных условиях хранения панелей объем утрат будет настолько велик, что после тщательной консервации их придется экспонировать как отдельные элементы отделки безвозвратно потерянного для нас художественного ансамбля.
Между тем, в конце 1950-х годов началось восстановление разрушенного и разграбленного в годы войны Екатерининского дворца в Царском Селе, и в том числе, так называемой «Золотой анфилады» Растрелли, главным украшением которой являлась Янтарная комната. Первоначально было принято решение воссоздать живописное убранство, золоченую резьбу и наборный паркет, то есть весь декор интерьера, за исключением янтарных панелей, места расположения которых предполагалось затянуть тканью. В те годы еще слишком вероятной казалась перспектива возвращения подлинной отделки Янтарной комнаты. Кроме того, в послевоенное время только начиналось формирование такого замечательного явления нашей культуры, как ленинградская школа научной реставрации. Должны были пройти десятилетия кропотливой работы по восстановлению первоклассных произведений живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства для того, чтобы мысль о возможности повторения такого шедевра камнерезного искусства, как Янтарная комната, не показалась абсурдной.
Однако трудно было смириться с тем, что будущие поколения никогда не смогут увидеть сказочной, завораживающей красоты Янтарной комнаты. Не хотелось и верить, что окончательно ушло в прошлое великолепное искусство обработки янтаря, низведенное в наши дни до уровня безликой массовой продукции.
В конце 1970-х годов группе мастеров под руководством архитектора Г.С.Хазацкого поручили создать проект нового музея янтаря в городе Калининграде. Естественно, что кульминацией рассказа об истории художественной обработки янтаря должна была стать экспозиция, посвященная Янтарной комнате. Художники изготовили макет в масштабе 1:5 и несколько фрагментов отделки утраченного интерьера. Эта работа, заслужившая одобрение первого секретаря Ленинградского обкома партии Г.В.Романова, позволила ему обратиться к советскому правительству с предложением поддержать инициативу возрождения легендарного произведения. Аргументированное обоснование самой постановки вопроса и детально разработанный план восстановительных работ позволили группе Г.С.Хазацкого добиться принятия исторического решения.
10 апреля 1979 года правительственным постановлением было положено начало едва ли не самому дерзкому эксперименту в мировой реставрационной практике - воссозданию Янтарной комнаты. 

                                           Наши партнёры:

 TripAdvisorlogo3 150 gmz cs  peterhof isaak sb