В распоряжении реставраторов имелись лишь черно-белая фотофиксация янтарных панно, один довоенный цветной слайд с изображением комнаты, акварель художника П.Грехнева, запечатлевшая деталь с монограммой прусского короля и около 50 мелких кусочков янтарного декора: обломки профилей, резьбы, плоского набора. Слишком фантастической казалась задача на основе таких материалов восстановить отделку янтарных панно.

Единственный цветной слайд с изображением Янтарной комнатыЕдинственный цветной слайд с изображением Янтарной комнаты.
1910-ые гг.

Акварель с изображением фрагмента отделки цокольной панелиАкварель с изображением фрагмента отделки цокольной панели. Художник П.Грехнёв, вторая половина XIX в.  

Однако существовала и уникальная коллекция янтарных изделий, спасенная во время войны и вернувшаяся из эвакуации в Екатерининский дворец. Эти произведения являлись прямыми аналогами Янтарной комнаты по времени и месту создания, по стилистике, приемам обработки янтаря, а в одном случае - даже по авторству, обозначенному подписью Г.Турау.

Ларец. Данциг, Готфрид Турау, 1705 г.Ларец. Данциг, Готфрид Турау, 1705 г. ГМЗ “Царское Село”.
В процессе реставрации ларца в 1983 году на деревянной основе дна была обнаружена авторская подпись Г.Турау - одного из создателей Янтарного кабинета Фридриха I.

Именно с изучения, реставрации и копирования коллекции янтарных изделий XVII-XVIII веков и начала свою деятельность творческая мастерская по воссозданию Янтарной комнаты. С 1981 года эта мастерская входит в состав научно-производственного объединения «Реставратор», а ее руководителем становится художник и резчик по камню А.А.Журавлев. Слева на переднем плане А.А.Журавлёв - художественный руководитель мастерской с 1981 по 1997 гг.  Его энергия и энтузиазм позволили справиться с тяжелейшим комплексом проблем первоначального периода восстановительных работ. Рядом с ним с самого начала находились резчик по камню А.Ванин и архитектор-камнерез А.А.Крылов, которым суждено было пройти весь многолетний путь воссоздания Янтарной комнаты.
Будущие реставраторы имели за своими плечами художественное образование, а также опыт ювелирной, камнерезной и скульптурной работы на заводах «Русские самоцветы» и «Росмонументискусство». Но тем не менее, им понадобилось несколько лет работы с подлинными произведениями не только для того, чтобы освоить забытую технологию их изготовления, а заодно вжиться в эстетику и понимание пластики, свойственные той эпохе. В противном случае велика была опасность создания холодной умозрительной копии, лишенной внутреннего динамизма, непосредственности и живого чувства, столь присущих барочному искусству.
А вот насколько точно эта копия будет соответствовать утраченному оригиналу - проблема, которую пришлось решать искусствоведам и архитекторам, трудившимся в ГМЗ «Царское Село» и объединении «Реставратор». Благодаря кропотливой исследовательской работе искусствоведов был определен состав первоначального декора берлинского кабинета, уточнено время появления позднейших дополнений, установлено происхождение флорентийских мозаик, найдены аналоги утраченных деталей. На протяжении двух десятилетий общее научное руководство историческими изысканиями, посвященными воссоздаваемому интерьеру, осуществлял М.Г.Колотов, один из самых авторитетных искусствоведов, работающих в области реставрации.

М.Г.Колотов - историк, искусствовед.            М.Г.Колотов - историк, искусствовед.  

Как выяснилось в ходе исследований, знаменитый царскосельский интерьер не был запечатлен в чертежах, рисунках, гравюрах и живописи (за исключением одной акварели). Как выяснилось в ходе исследований, знаменитый царскосельский интерьер не был запечатлен в чертежах, рисунках, гравюрах и живописи (за исключением одной акварели). Таким образом, основным первоисточником, на который можно было опереться при воссоздании Янтарной комнаты, явились фотографии. В Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее и архивных хранилищах были выявлены 86 фотографий этого интерьера, начиная с первого снимка, опубликованного в 1859 году, и кончая последними, сделанными во время пребывания комнаты в Кенигсбергском орденском замке. В 1986 году Ю.В.Трубинов систематизировал всю фотофиксацию Янтарной комнаты, составив каталог с подробным описанием каждого снимка. Приведя фотографии к единому масштабу, удалось получить изображение общего вида интерьера, выяснить точные размеры янтарных панелей и отдельных элементов их декора. Некоторые детали отделки панелей невозможно было рассмотреть на фотографиях даже с помощью лупы, потому что они были покрыты толстым слоем лака. В этом случае либо обращались к судебным криминалистам, располагавшим специальной фототехникой, либо опирались на исторические описания и аналоги, каковыми являлись янтарные предметы из музейных собраний. 

                                           Наши партнёры:

 TripAdvisorlogo3 150 gmz cs  peterhof isaak sb