Фрагмент воссозданной янтарной облицовки панели (плоскийнабор)Монтаж элементов плоского набора
В ювелирной отделке этого интерьера присутствуют все виды художественной обработки балтийского самоцвета: плоский мозаичный набор, объемная и внутренняя резьба. Плоский набор, которым заполнены гладкие поверхности стен, состоит из пластинок непрозрачного янтаря толщиной 5 мм. Они шлифуются, кабошонируются (т.е. придается слегка выпуклая форма) и подгоняются друг к другу. Широкие панно из полированных пластинок создают впечатление единой золотисто-медовой массы. 
 Прозрачные пластины часто украшены тонкой гравировкой, подобной тем гравюрам на янтаре, что заставляют пристально и с наслаждением рассматривать ларцы и шкатулки прошлых веков.Внутренняя резьба (инталии)
Внутренняя резьба (инталии)Внутренняя резьба (инталии) выполняется на тыльной стороне прозрачной янтарной пластины на глубине до 1 мм. Здесь необходимо высокое графическое мастерство и ювелирная тонкость рисунка, наносимого с помощью микроскопа. Быстрый и точный резец Н.В.Мазур и ее коллег создает тончайшие гравировки по янтарю с морскими пейзажами и причудливыми орнаментами, как будто пронизанными сияющим светом. Такой эффект достигается благодаря подкладке под янтарные пластины цветной фольги. 

Для объемной резьбы используется самый лучший янтарь, из цельных или склеенных кусков которого вырезаются многофигурные композиции, гирлянды, картины, листья аканта и другие детали. Это самый сложный вид резьбы, требующий высокой квалификации мастера. Велика опасность ошибиться в пропорциях, высоте рельефа, и характере пластики. Поэтому предварительно скульпторы Е.Н. и Ю.В.Анохины выполняли гипсовые модели деталей декора, воссоздающих мир художественных образов XVIII века: персонажей Ветхого Завета, богов Олимпа, резвящихся амуров и капризных завитков рокайля.
Большая янтарная рама восточной стены. Модель в пластилинеБольшая янтарная рама восточной стены. Модель в пластилине. Скульпторы Е.Н.Анохина и Ю.В.Анохин. 


Гипсовые отливки оказывались в руках самых искусных и опытных резчиков по янтарю, которых более молодые мастера уважительно называют «старичками». За многие годы работы по воссозданию Янтарной комнаты А.М.Крылов, В.М.Домрачев, С.П.Каминский. В.И.Мезенцев, В.Н.Гундаров и их коллеги смогли соединить глубокое проникновение в дух и стилистику ушедшей эпохи с той степенью творческой свободы, которая позволяет избежать холодности и сухости копийного произведения. Но вместе с тем, чтобы полностью исключить возможность художественного произвола в повторении оригинала за работой мастеров пристально и придирчиво наблюдал один из авторов проекта воссоздания -архитектор И.В.Яроцкая.
Большая янтарная рама южной стены. Фрагмент
Большая янтарная рама южной стены. Фрагмент 

На заключительном этапе работы над янтарной панелью все ее детали шлифовались, прокаливались и временно монтировались с помощью специальной мастики. После предварительной сборки янтарь подвергался окраске, а затем уже окончательно все элементы резьбы приклеивались к деревянной основе с подгонкой друг к другу без зазоров. Готовую панель устанавливали на ее историческое место в Янтарной комнате, и этот день запоминался мастерами как один из самых важных в их профессиональной жизни.
Рабочее совещание. Рабочее совещание. Реставраторы Ю.А.Федоряк, В.В.Куракин, С.П.Каминский, Б.П.Игдалов (директор мастерской), А.М.Крылов, архитекторы А.А.Кедринский, И.В.Яроцкая, реставратор В.М.Домрачёв

После завершения воссоздания очередного фрагмента отделки он представлялся «на высочайшую апробацию» экспертному совету, в состав которого входили научные сотрудники и руководство ГМЗ «Царское Село», а также крупнейшие специалисты в области декоративно-прикладного искусства и реставрации из Эрмитажа, Государственной инспекции по охране памятников.
Искусствовед М.Г.Колотов и автор проекта воссоздания Янтарной комнаты А.А.Кедринский в возрождённом интерьере Янтарной комнаты. Май 2003 годаИскусствовед М.Г.Колотов и автор проекта воссоздания Янтарной комнаты А.А.Кедринский в возрождённом интерьере Янтарной комнаты. Май 2003 года

В течение двух десятилетий неизменным поставщиком основного сырья для воссоздания интерьера является Калининградский янтарный комбинат - единственное и крупнейшее в мире предприятие, осуществляющее разработку уникального месторождения янтаря. Реставраторам приходлось производить тщательный отбор кусков этого самоцвета в зависимости от сорта, размеров и рисунка камня, необходимого для воссоздания того или иного фрагмента отделки. Согласно предварительным расчетам, для восстановительных работ потребовалось около шести тонн янтаря. 

Даже в самые трудные для современной России времена работы по воссозданию Янтарной комнаты не прекращались благодаря усилиям руководства Государственного музея-заповедника «Царское Село». Дирекция музея делала все возможное для поддержки мастерской ,а руководству самого творческого коллектива пришлось приложить немало сил для того, чтобы сохранить в составе мастерской первоклассных реставраторов с бесценным опытом работы. 
С 6 сентября 1999 года завершение восстановительных работ финансировалось немецкой фирмой «Рургаз». Таким образом, уже история новой Янтарной комнаты опять связывает две страны - Россию и Германию.
Возрожденный царскосельский интерьер, безусловно, является произведением не только XVIII, но и ХХ столетия. Он стал памятником взаимосвязи и преемственности культур разных эпох и народов. Есть серьезные основания надеяться, что посетитель Янтарной комнаты сможет восхититься чарующей красотой “солнечного” камня, безудержной фантазией Растрелли и, конечно же, подвижническим трудом своих современников.
 

                                           Наши партнёры:

 TripAdvisorlogo3 150 gmz cs  peterhof isaak sb