Publication of the Amber Room
Restorers
Реставраторы
Реставраторы
Colotov_sepia.jpg
Cedr_sepia.jpg
AmberRoomVtorRozdPM2 (1).jpg
http://ambr_j3/images/amberroom_people/AmberRoomVtorRozdPM2 (1).jpg
ColorKrylov.jpg
DSC02894.jpg
DSC062_RPMa.jpg
EkNikAnohina.jpg
groupbwMa.jpg
RadikMintz2PM.jpg
sautovPM.jpg
VtorRozd.jpg
Zuravlev.jpg
TodayPM.jpg
Elements of Decor
amber room
DSC00720.jpg
DSC01315.jpg
DSC01338.jpg
DSC01720.jpg
DSC01728.jpg
DSC01749.jpg
DSC01752a.jpg
DSC02726.jpg
DSC03096.jpg
DSC03144.jpg
DSC03851.jpg
Fl3.jpg
FlHistory.jpg
FlMosaik.jpg
Frame07.jpg
frame23Fragm4.jpg
Igle.jpg
FRex.jpg
На самом деле янтарь представляет собой ископаемую смолу хвойных деревьев, месторождения которой находятся во многих странах мира. Но все же лучший янтарь добывается на берегах Балтики. Именно здесь, на Балтийском побережье и начинается история уникального творения природы и рук человеческих - Янтарной комнаты.
XVII столетию суждено было стать «золотым веком» янтарного искусства в Европе. В эту эпоху крупнейшим центром художественной обработки янтаря становится Восточная Пруссия. Здесь находились огромные запасы балтийского самоцвета, добыча которого со времен владычества Тевтонского ордена являлась государственной монополией. Производство предметов из янтаря сосредоточилось в городах Кенигсберге, Данциге, Любеке и Эльбинге. Благодаря мягкости этого самоцвета и удобству обработки, допускающему применение резьбы, точения, пиления, гравирования и полировки, из него изготавливали самые разнообразные предметы обихода состоятельных жителей Пруссии.
В основном это были небольшие изделия: шкатулки, бокалы, чаши, вазы, шахматы, украшения. Но в середине XVII в технологии янтарного искусства происходит очень важный переворот, благодаря которому в будущем стало возможным создание Янтарной комнаты. Новая техника, получившая название инкрустации или янтарной мозаики, предполагала наличие деревянной основы, к которой органическим клеем прикреплялись подогнанные друг к другу пластины. Такая технология позволила создавать крупные монументальные предметы, например, кабинетные шкафы. Однако эти великолепные вещи, как правило, оказывались недолговечными, постоянно требовали починок. К сожалению, дереву и янтарю противопоказано тесное соединение, так как они по-разному реагируют на воздействие окружающей среды. По мнению А.Роде, одного из крупнейших специалистов в области истории художественного янтаря, переход к технике инкрустации ускорил наступление упадка в янтарном искусстве. Однако в начале XVIII века, когда происходили интересующие нас события, это искусство еще было полным сил, жизни, блеска и огромных творческих возможностей.
Основатель прусской королевской династии Фридрих I запомнился современникам горячим желанием затмить роскошь французского королевского двора. Согласно историческому преданию, ему понравилась идея придворного архитектора Андреаса Шлютера отделать янтарем кабинет во дворце Шарлоттенбург под Берлином. По мысли автора проекта, будущий кабинет короля должен был быть по всему периметру обложен панелями из янтаря, наклеенного на деревянную основу. В центре широких янтарных панно предполагалось поместить четыре больших зеркала в богатых рамах. На цокольных панелях располагались символы прусской государственности — орел и вензель Фридриха I. В драгоценной отделке интерьера сочетались объемная резьба разного рельефа и тончайшие гравировки с подкладкой из золоченой фольги, прихотливые узоры и сложные сюжетные композиции.
Вид королевского дворца в Шарлоттенбурге. Гравюра на стали, 1840-ые гг. Гравёр Э.Финден по рис. Э.Гертнера.
Таким представляется облик янтарного кабинета короля Пруссии благодаря современной научной реконструкции, основанной на анализе архивных материалов.
К сожалению, судьба самих проектных чертежей кабинета до сих пор остается неизвестной, что мешает уверенно назвать Шлютера автором уникального интерьера. А уж каких мучительных проблем удалось бы избежать в XX столетии, если бы реставраторы располагали этим бесценным иконографическим источником
Создание янтарного декора кабинета, начавшееся в 1701 году под руководством придворного мастера датского короля Готфрида Вольфрама, в 1707 году продолжили данцигские резчики по янтарю Готфрид Турау и Эрнст Шахт. Видимо, именно в этот период король принимает решение устроить столь эффектный интерьер не в пригородном дворце, а в столичной резиденции.
Янтарные панели демонтируют, перевозят в Берлин и размещают в угловой комнате на третьем этаже королевского замка.
Вид королевского дворца в Берлине. Офорт, 1799 г. Гравёр П.Хаас по рис. Ф.Кало.
Очевидно, здесь и увидел впервые «янтарное чудо» Пётр I, когда в 1713 году приехал в Пруссию для переговоров с королём Фридрихом Вильгельмом I, преемником недавно умершего Фридриха I.
Портрет Петра I. Неизвестный гравёр XIX в. с оригинала П.Делароша. 1845г. Гравюра на стали
Российский император уехал из Пруссии, увозя в своей душе пленивший его образ Янтарной комнаты и страстное желание увидеть это чудо в Петербурге в качестве главной жемчужины собранной им коллекции раритетов. Этой мечте суждено было сбыться через три года, в 1716 году, когда после успешных переговоров с прусским монархом Петр I получает «зело изрядный презент» — яхту «Либурника» и Янтарный кабинет. Фридрих Вильгельм I, отличавшийся редкой скупостью и равнодушный ко всему, кроме военной муштры, без сожалений расстался с кабинетом, избавив себя от дальнейших расходов по завершению его отделки.
- Prev
- Next >>