Один из ключевых элементов убранства Янтарной комнаты - полихромные мозаики из натуральных камней. К моменту начала работы над ними реставраторы располагали лишь черно-белыми фотографиями, довоенными описаниями и литературной традицией, приписывавшей исполнение этих композиций с картин Дж.П.Паннини.

Уточнение происхождения мозаик было вызвано настоятельной необходимостью получить сведения об их цветовом решении и самоцветном составе. В результате счастливой находки исследователей Л.В. Хайкиной и М.Г. Колотова удалось установить истинное имя автора живописных моделей и факт наличия этих моделей в музее флорентийской мануфактуры, где некогда и были изготовлены мозаичные картины Янтарной комнаты. Благодаря этой удаче стало возможным исполнение цветовых эталонов для воссоздаваемых произведений. Немаловажную роль сыграло и присутствие в собрании ГМЗ «Царское Село» флорентийской мозаики «Порт в Ливорно», изготовленной теми же самыми мастерами, что и мозаичные панно Янтарной комнаты. В криминалистической лаборатории был сделан анализ соскоба мастики с этой мозаики. Для пробы сил и отработки техники камнерез Б.П. Игдалов выполняет фрагмент мозаики «Порт в Ливорно» размером четыре на семь сантиметров. Этот маленький фрагмент был составлен из более ста кусочков самоцветных камней, каждый из которых передавал едва уловимый нюанс цвета, переход тона и прихотливый изгиб штриха. На изготовление пробного фрагмента ушли три месяца работы, а на воссоздание четырех мозаичных панно Янтарной комнаты размером 56 на 43 сантиметра предстояло затратить несколько лет.

Ретавратор Р.Шафеев за работой над флорентийской мозаикойРетавратор Р.Шафеев за работой над флорентийской мозаикой

Для осуществления этой уникальной работы пришлось заняться сбором самоцветного сырья со всей территории бывшего Советского Союза. В наборе мозаик Янтарной комнаты использованы уральские яшмы, алтайский коргонский порфир, белореченский кварцит, подмосковный и казахстанский кремни, забайкальский лазурит и др. Основой для мозаичного набора служит криворожский сланец - прочный и неподверженный температурным перепадам материал.
Реставраторам, занимающимся воссозданием флорентийских мозаик Янтарной комнаты (Б.Игдалову, Р. Шафееву, Ю. Молчанову, А. Соловьёву, К. Иванову), довелось испытать серьезную проверку их профессионального мастерства.

Подлиная мозаика из Янтарной комнатыПодлиная мозаика из Янтарной комнаты

Когда в 2001 году в Германии обнаружили одну из подлинных мозаик этого интерьера, похищенную еще в период демонтажа панелей в Царском Селе, специалистам представилась редкая возможность сравнить уже воссозданное произведение с оригиналом. 

Подлинная мозаика. ФрагментПодлинная мозаика. Фрагмент

Живописный оригинал 1751 г. ФрагментЖивописный Оригинал 1751 г. Фрагмент

Воссозданная мозаика. ФрагментВоссозданная Мозаика. Фрагмент

Они оказались почти неразличимы. И этот факт, на наш взгляд, позволяет поставить точку в дискуссии о правомерности принятого более двадцати лет назад решения о возможности «повторить неповторимое» - Янтарную комнату.

 

                                           Наши партнёры:

 TripAdvisorlogo3 150 gmz cs  peterhof isaak sb