Не так давно в архиве музея Мирового океана (г. Калининград) были найдены любопытные записки одного натуралиста-путешественника, датируемые второй половиной XIX века. Из немногих сохранившихся набросков рукописи можно предположить, что они должны были лечь в основу некоего романа о морском путешествии вокруг света в поисках янтаря.
Именно с этого документа и началась история единственной в мире «Янтарной каюты» - выставки, посвященной уникальному природному материалу – янтарю. Инициаторами ее создания стали музей Мирового океана, Творческое объединение художников "Романтический проект" и ООО "Морское венчурное бюро". Работы проводились под руководством С.Г. Сивковой, директора музея Мирового океана.
Сивкова Светлана Геннадьевна. Генеральный директор ФГБУК «Музей Мирового океана».
18 мая 2000 года в Международный день музеев впервые была озвучена идея создания уникальной каюты на борту знаменитого научно-исследовательского судна "Витязь". Мастерам по янтарю было предложено изготовить изделия из «солнечного камня», инкрустировать им морские и научные приборы, предметы быта и элементы обстановки каюты натуралиста середины XIX века, совершающего кругосветное путешествие в поисках янтаря.
Идея «Янтарной Каюты» стала воплощаться в реальность, и каждый год каюта пополнялась новыми предметами, будто привезенными путешественником из его экспедиций.
Коллекцию образцов янтаря собирали ученые со всего мира: из Дании и США, из Новой Зеландии и Гаити, с Сахалина и Таймыра, из Японии и Саксонии, с островов Борнео и Мадагаскара. Со временем в Каюте появились инструменты исследователя, карты и книги, предметы быта моряков, а также этнографические предметы, коллекции раковин морских моллюсков, миниатюрные судомодели и морские узлы.
Коллекция морских раковин. Размер: 2-8 см. Материал: янтарь. Техника: резьба. Год: 2001
Часы песочные. Размер: 25 см. Материал: янтарь, стекло. Техника: резьба, точение. Год: 2001.
Путешествие за янтарем вызвало интерес и у мастеров Царскосельской янтарной мастерской. Морские раковины всегда привлекали внимание человека разнообразием своих форм и цветов. Наши мастера создали из янтаря раковины морских моллюсков, подобных настоящим. Их удивительная коллекция ежегодно пополняется и насчитывает на сегодняшний день сорок единиц.
Градшток. Размер: 78,4x53,0x4,5 см. Материал: дерево, янтарь. Техника: резьба, гравировка. Год: 2002.
Морской фонарь (реплика судового светильника середины ХIХ в.). Размер: 12x18 см. Материал: янтарь, металл. Техника: резьба. Год: 2000.
В изготовлении песочных часов и морского фонаря (реплика судового светильника XIX века) художники использовали колорирование янтаря – технику искусственного окрашивания.
Из натурального янтаря в технике мозаики нашими мастерами выложена роза ветров, являющаяся главным украшением потолка каюты. Соединив отшлифованный прозрачный и непрозрачный пейзажный янтарь с колорированным необработанным янтарем, мастера добились четкости художественного образа. Изящность и нарядность произведению придает инталийная резьба, под которой находится золоченая фольга, подчеркивающая прозрачность и блеск камня.
Техника инталийной резьбы (нанесение гравировки на тыльную сторону прозрачного камня) довольно часто используется нашими мастерами. На янтарных испанских кастаньетах инталии изображают зажигательную танцовщицу и тореадора с быком. Градшток (прибор для астрономических наблюдений в мореходной астрономии) также инкрустирован пластинками из прозрачного янтаря с инталиями. На поперечных деталях прибора стилизованные фигурки рыб – элемент барочного стиля, характерного для времени создания Янтарной комнаты. Фрагменты этого стиля встречаются и в других предметах, выполненных в Царскосельской янтарной мастерской.
Декоративное панно "Карта мира". Размер: 59,5x47,0 см. Материал: янтарь, дерево, золоченая фольга. Техника: Янтарь, резьба инталийная, мозаика, колорирование. Год: 2001.
Декоративное потолочное панно «Роза ветров». Размер: 56x51 см. Материал: янтарь, дерево, золоченая фольга. Техника: резьба, гравировка, плоский янтарный набор. Год: 2002.
В декоративном панно «Карта мира», где сочетаются разные техники обработки янтаря, этими фрагментами являются маленькие ангелы, парящие над двумя земными полушариями. Прототипом создания панно послужила карта, выполненная в 1720 году географом Иоганном Батистом.
Деревянный бумеранг инкрустирован пластинками янтаря медового цвета с резными стилизованными фигурками животных, пресмыкающихся, рыб и птиц. Они перемежаются пластинками из необработанного и прозрачного янтаря, с подложенной фольгой. В центре бумеранга помещен медальон выпуклой формы с выгравированной ритуальной маской.
Обладая только сохранившимися фотоматериалами, мастера Царскосельской янтарной мастерской воссоздали скульптуру «Странник» - одного из предметов коллекции Королевского замка Кенигсберга, утраченную во время Второй мировой войны.
С появлением в Янтарной каюте «личных вещей натуралиста» - таких, как ручка для письма из янтаря, книга «Витязь» (царскосельские мастера выполнили для нее переплет) - в Каюте появилось ощущение кабинета. На рабочем столе натуралиста появились подсвечник, предмет, являвшийся наряду со шкатулками одним из самых популярных изделий из янтаря в XVII - XVIII веках.
Выполнив для «Янтарной Каюты» более 60 предметов, Царскосельская янтарная мастерская планирует и дальше сотрудничать с музеем Мирового Океана и работать над пополнением коллекции «янтарного натуралиста».
Декоративное панно "Стихия воды" в декоративной раме "Морские гады". Размер: 23,5х28,0 см. Материал: янтарь, дерево, золоченая фольга. Техника: резьба, гравировка. Год: 2004.
Кастаньеты. Размер: 9,0x6,0x3,0 см. Материал: янтарь, дерево, шнур капроновый. Техника: резьба, гравировка. Год: 2002.
Бумеранг. Размер: 35,0x6,0x1,0 см. Материал: янтарь, дерево, золоченая фольга. Техника: Янтарь, дерево, резьба, гравировка, инкрустация. Год: 2002.
Книга «Витязь». Размер: 30,0х21,0х4,5 см. Материал: янтарь, дерево, золоченая фольга. Техника: резьба, плоский янтарный набор. Год: 2000.