10 апреля 1979 года постановлением Правительства СССР было положено начало одному из самых дерзких экспериментов мировой реставрационной практики – воссозданию Янтарной комнаты. 

В 1981 году янтарная мастерская, руководителем которой стал художник- реставратор А.А. Журавлев, вошла в состав научно-производственного объединения «Реставратор».
Работа над воссозданием «восьмого чуда света» началась с изучения, реставрации, копирования предметов янтарной коллекции Екатерининского дворца в Царском Селе.
Несмотря на то, что реставраторы имели за своими плечами художественное образование, а также опыт ювелирной, скульптурной и камнерезной работы, им понадобилось несколько лет для освоения забытых технологий.
Научной реконструкцией Янтарной комнаты занялся А.А. Кедринский – выдающийся профессионал-реставратор, блестящий знаток и опытный практик. Александр Александрович и его помощники выбрали долгий путь скрупулезной работы. К осени 1986 года Проект воссоздания Янтарной комнаты, включавший в себя шесть томов, был завершен.
Вопрос об идентичности копии и оригинала Янтарной комнаты взял на себя один из самых авторитетных искусствоведов М.Г. Колотов. В 1986 году была тщательно систематизирована вся фотофиксация и составлен детальный каталог с описанием каждого снимка. Также было получено изображение общего вида интерьера, выяснены точные размеры янтарных панелей и элементов декора. Для расшифровки некоторых фрагментов фотографий мастера прибегали к помощи криминалистов, располагавших специальной фототехникой. Проведенная работа позволила убедительно доказать закономерность воссоздания каждой детали, и соответственно – восстановить предельно достоверный художественный образ возрождаемого произведения.

В распоряжении реставраторов имелись следующие материалы:

  1. черно-белая фотофиксация янтарных панно.
  2. один довоенный цветной слайд, на котором запечатлены Северная и Восточная стены. 3. одна акварель художника П. Грехнева.
  3. около пятидесяти мелких кусочков янтарного декора.

Мастерам пришлось решать много проблем, среди них:

  • Определение высоты рельефа янтарной резьбы по фотографиям, дающим плоское изображение;
  • Выявление наиболее подходящего вида фанеры, используемой в качестве основы для панелей;
  • Выбор мастик для крепления янтарных пластин;
  • Вопрос окраски янтаря

Отдельным вопросом стала реставрация флорентийских мозаик из твердых самоцветных камней из интерьера Янтарной комнаты. Л.В. Хайкиной и М.Г. Колотову удалось установить истинное имя автора живописных моделей для мозаик и также обнаружить эти модели в целости и сохранности в Музее Флорентийской мануфактуры, где некогда и были изготовлены мозаичные картины Янтарной комнаты.
Для успешного осуществления этой работы пришлось заняться сбором самоцветного сырья со всей территории бывшего Советского Союза.
Реставраторам, занимающимся воссозданием флорентийских мозаик для Янтарной комнаты (Б. Игдалов, Р. Шафеев, Ю. Молчанов, А. Соловьев, К. Иванов), довелось испытать серьезную проверку профессионального мастерства. В 1997 году, в Германии обнаружили одну из подлинных мозаик. При сравнении вновь воссозданная мозаика и подлинник оказались почти неразличимыми. Самые серьезные критики и противники проекта признали высокое мастерство наших камнерезов.

В течение двух десятилетий неизменным поставщиком основного сырья для воссоздания интерьера является Калининградский янтарный комбинат - единственное и крупнейшее в мире предприятие, осуществляющее разработку уникального месторождения янтаря. Реставраторам приходлось производить тщательный отбор кусков этого самоцвета в зависимости от сорта, размеров и рисунка камня, необходимого для воссоздания того или иного фрагмента отделки. Согласно предварительным расчетам, для восстановительных работ потребовалось около шести тонн янтаря.

Даже в самые трудные для современной России времена работы по воссозданию Янтарной комнаты не прекращались благодаря усилиям руководства Государственного музея-заповедника «Царское Село». Дирекция музея делала все возможное для поддержки мастерской ,а руководству самого творческого коллектива пришлось приложить немало сил для того, чтобы сохранить в составе мастерской первоклассных реставраторов с бесценным опытом работы.
С 6 сентября 1999 года завершение восстановительных работ финансировалось немецкой фирмой «Рургаз». Таким образом, уже история новой Янтарной комнаты опять связывает две страны - Россию и Германию.

6 сентября 1999 года, этоу ручкой было подписано соглашение о финансирования финальной стадии работ по воссозданию Янтарной комнаты между ГМЗ "Царское Село" и немецкой фирмой "Рургаз".

                                           Наши партнёры:

 TripAdvisorlogo3 150 gmz cs  peterhof isaak sb