• В 1716 году прусский король Фридрих Вильгельм I преподносит в дар Петру I янтарный кабинет, который был установлен в Зимнем дворце только вовремя правления Елизаветы, дочери Петра I. 
  • В 1746 году под руководством гениального Ф. Б. Растрелли в зале официальных приемов в Зимнем дворце разместился преображенный Янтарный кабинет. 
  • В 1755 году принято решение перевезти янтарные панели знаменитого кабинета в большой дворец Царского Села. Усилив интерьер позолоченной резьбой, великолепными бронзовыми светильниками, зеркалами, живописным плафоном и паркетом из драгоценных пород дерева, Растрелли блестяще справляется с поставленной задачей.
  • К 1770 году, в эпоху правления императрицы Екатерины II, Янтарная комната приобретает свой окончательный облик. Почти два века интерьер просуществовал в Царском Селе.
  • На лето 1941 год была намечена масштабная реставрация этого шедевра мировой культуры, но Великая Отечественная Война вмешалась в эти планы. Эвакуировать Янтарную комнату не удалось. 
  • В ноябре 1941 года Янтарная комната была похищена нацистами и переправлена в Кенигсберг, где и находилась до весны 1945 года.

 

XVII столетию суждено было стать «золотым веком» янтарного искусства в Европе. Крупнейшим центром обработки этого необычного материала в то время стала Восточная Пруссия. Здесь находились богатые запасы янтаря, добычу которого контролировали рыцари Тевтонского ордена. 

Производство предметов из янтаря сосредоточилось в городах – Кёнигсберг, Данциг и Любек. В середине XVII века в технологии янтарного искусства происходит переворот – появляется новая техника инкрустации и янтарной мозаики. Она позволяет создавать монументальные предметы культа и быта. Фридрих I, вдохновленный идеей придворного архитектора Андреаса Шлютера, решает отделать янтарем кабинет во дворце Шарлоттенбург под Берлином. Создание янтарного декора кабинета началось в 1701 году под руководством придворного мастера датского короля Готфрида Вольфрама. В 1707 году за работу принимаются данцигские резчики по янтарю - Готфрид Турау и Эрнст Шахт.

В 1713 году Петр I приезжает в Пруссию к Фридриху Вильгельму I - уже после смерти его отца, Фридриха I. Именно в Королевском замке в Берлине Петр I впервые видит «янтарное чудо». В 1716 Петр I получает от Фридриха Вильгельма Янтарный кабинет в подарок. Прусский монарх расстался с ним без сожаления, избавив себя от дальнейших расходов по завершению его отделки. Петр, обожавший заморские диковины, был безгранично счастлив.

Из-за отсутствия опытных резчиков по янтарю в Петербурге, Янтарный кабинет так и не был смонтирован при жизни Петра I. О подарке Прусского короля вспомнила дочь Петра – Елизавета. По ее приказу за преображение Янтарного кабинета взялся великий русский архитектор итальянского происхождения Франческо Бартоломео Растрелли.

Было решено установить янтарные панно в одном из залов Зимнего дворца. Великолепные янтарные рамы с зеркалами должны были стать композиционными центрами панно. Но рам было всего три, не доставало ещё одной. Об этом через своего посла узнал Фридрих II. Прусский король давно искал повод заручиться дружбой Елизаветы - и в 1745 году он подарил русской императрице недостающую янтарную раму, с аллегориями, прославляющими российскую государственность. Существовала, однако, ещё одна проблема: помещение, отведенное под янтарный зал, было значительно больше, чем Янтарный кабинет Фридриха. Предложив вставить в янтарный декор зеркальные пилястры, Растрелли с честью решил и эту трудную задачу. В 1746 году Янтарный кабинет разместился в зале официальных приемов. Однако никаких изображений этого не сохранилось, и поэтому нам не известно, как он выглядел в Зимнем дворце. А ещё через 8 лет Елизавета Петровна решает перестроить свой дворец и в 1755 году янтарные панели отправляют в Большой дворец Царского Села. Растрелли блестяще справляется с нелегкой задачей адаптации камерного кабинета в высокий парадный зал. Он придумал чередование янтарных панно с зеркальными пилястрами, роспись верхнего яруса стен под янтарь и роскошный резной золоченый декор интерьера.

Главным дополнением драгоценного декора Янтарной комнаты стали Флорентийские мозаики, заменившие картины, ранее находившиеся в янтарных рамах. Мозаики изображали природные чувства человека: «Вкус», «Зрение», «Слух», «Осязание и обоняние». Виртуозно набранные из пластин твердого камня они производили полное впечатление живописи. Флорентийские мозаики были исполнены в 1752 году во Флоренции по живописным эскизам художника Джузеппе Дзокки. Очевидно, они появились в России в качестве дипломатического подарка австрийского императорского дома.

Лишь к 1770 году, в эпоху правления императрицы Екатерины II, после внесения некоторых дополнений в интерьер прусским янтарных дел мастером Фридрихом Роггенбуком, Янтарная комната приобрела свой окончательный облик. Ф. Роггенбук, а позже его сын Иоганн были хранителями Янтарной комнаты вплоть до 1813 года.

История создания Янтарной комнаты растянулась на семь десятилетий. Янтарное «чудо света» поражало всех, кому довелось побывать в Большом Царскосельском дворце.

Почти два века интерьер просуществовал в Царском Селе. В ходе неоднократных реставраций (1833, 1893-1897, 1933-1935), в янтарном декоре Комнаты появились неизбежные утраты, искажения и дополнения. На лето 1941 года была намечена очередная масштабная реставрация этого шедевра мировой культуры. Великая Отечественная Война вмешалась в эти планы. Эвакуация экспонатов Екатерининского дворца началась уже в ночь с 22 на 23 июня, но все попытки демонтировать янтарные панно не увенчались успехом. Спасаясь от фашистов, 17 сентября сотрудники музея вынуждены были оставить на произвол судьбы дорогие их сердцу произведения искусства, в том числе и Янтарную комнату.

Для вывоза ценностей из русских музеев в Германии была создана специальная нацистская организация, которая в ноябре 1941 переправила Янтарную комнату в Кенигсберг. Директор художественных собраний города – доктор Альфред Роде опубликовал по этому поводу статью в журнале «Пантеон». К статье прилагались пять фотографий, которые давали обширные сведения о состоянии Янтарной комнаты на 1942 год. На этих фотографиях отчетливо видно, что одна флорентийская мозаика отсутствует, что доказывает тот факт, что она была похищена еще в момент демонтажа янтарных панелей. Также фотографии свидетельствуют о наличии масштабных и повсеместных повреждении элементов декора Янтарной комнаты.

После войны город Пушкин представлял собой груды развалин, камня и пепла. Его жемчужина - Екатерининский дворец – лишь обгоревшие стены, изуродованные полы и потолки и зиявшие просветами окна.

В мае 1945 года доктору исторических наук, профессору А.Я. Брюсову было поручено выявление художественных ценностей, похищенных во время войны и возвращение их из Восточной Пруссии.

Янтарную комнату начали искать сразу после капитуляции Кенигсберга. В Королевском замке было найдено значительное количество сильно поврежденной художественной мебели из Екатерининского дворца, а также инвентарная книга Прусского музея, содержавшая запись о передаче ему Янтарной комнаты. Саму же комнату обнаружить не удалось.

 

                                           Наши партнёры:

 TripAdvisorlogo3 150 gmz cs  peterhof isaak sb