Иногда случается так, что произведения искусства столь известные в определенный исторический период предаются полному забвению в ходе изменения политического курса. Такова история карты «Индустрия Социализма», которая была удостоена премии Grand Prix на всемирной выставке 1937 г. «Искусство и техника в современной жизни» в Париже, а позже в 1939 г. в Нью-Йорке получила золотую медаль. Сегодня же она считается малоисследованным предметом искусства советского периода и выставлена в музее Всероссийского Научно-Исследовательского Геологического Института им. А.П. Карпинского.
«Индустрия Социализма» - это мозаичная карта-панно из драгоценных камней и поделочных самоцветов, размером 5910х4500 мм., площадью 26,6 кв.м., состоящая из 98 основных секций, раздел которых произведен по линиям параллелей и меридианов. Карта выполнена в технике флорентийской и русской мозаик. Она состоит из более 45000 пластин цветного камня толщиной 6 мм и весит 3500 кг.
Идея такого монументального произведения искусства, увековечившего в камне богатство природных ресурсов и экономические достижения Советского Союза, принадлежала наркому тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе. Воплощение этой идеи в жизнь началось 3 мая 1936 года. На подготовительном этапе к созданию карты были привлечены такие организации как Московский завод опытных конструкций и мозаичный отдел Академии Художеств. Само изготовление карты было поручено тресту «Русские самоцветы». Работы производились на Ленинградском заводе по обработке камней-самоцветов – набор мозаики, огранка камней и вся ювелирная работа; Свердловской гранильной фабрике – резка пластин для набора мозаики и огранка камней; Петергофском заводе технических камней – резка пластин для мозаики. В общей сложности в работе было занято около 700 человек.
Восторженные отзывы журналистов, побывавших на Всемирных выставках 1937 и 1939 годов, вполне заслуженны, так как карта представляет собой невиданный по масштабу и ценности использованных материалов проект. В описании самоцветов карты, сделанном минералогом профессором В.И. Крыжановским, упоминаются изумруды, александриты, аметисты, топазы, аквамарины, фенакиты, альмандины, демантоиды, цитрины, дымчатые горные хрустали, турмалины малиновые и зеленые, выращенные рубины и сапфиры, а также различные яшмы Урала и Алтая. Оправы камней, названия городов и промышленных центров, сеть железных дорог, линии параллелей и меридианов, как отмечает В.И. Крыжановский, изготавливались из золоченого и платинированного серебра. Пятиконечными рубиновыми звездами отмечались на карте столицы республик, названия которых были набраны гранеными изумрудами. Рубиновой звездой сверкало слово «Москва», а в ее центре размещались скрещенные серп и молот, усыпанные мелкой бриллиантовой искрой, а надпись «Ленинград» блистала александритами. Создание этой грандиозной самоцветной карты СССР ярко отразило пафос и энтузиазм первых пятилеток.
В период подготовки Всемирной выставки 1939 года в Нью-Йорке, в карту были внесены некоторые изменения - появились новые города и промышленные объекты, а чтобы показать маршрут дрейфа полярной станции И.Д. Папанина «Северный полюс», верхняя часть карты была надстроена на 70 cм., что значительно увеличило ее площадь.
Сообщение на телевизионном канале Россия 24
29 апреля 1940 года администрация международной выставки передала карту комиссии по делам искусства при СНК СССР. Перечисленные в акте передачи повреждения свидетельствовали о необходимости проведения реставрационных работ. Кроме того, требовалось и частичное изменение мозаичного набора в связи с появлением в составе СССР новых республик и изменением границ в результате Советско-Финской войны. Эти работы были вновь поручены Ленинградскому заводу треста «Русские самоцветы».
В 1946 году после Великой отечественной войны была проведена очередная реставрация по восстановлению политико-административной функции карты. Эти работы были поручены Художественному ремесленному училищу №240. На карту было нанесено около 500 названий населенных пунктов, обозначенных позолоченными пятиконечными звездами с синтетическими рубинами.
Карта была передана в Эрмитаж для установки в Большом Тронном зале 28 апреля 1948 года и экспонировалась там до 1982 года. В течение этого времени проводились профилактические реставрационные работы и вносились незначительные изменения. В связи с началом ремонта Большого Тронного зала, карта была демонтирована и в 1988 году передана в ЦНИГР музей. Перед установкой вновь были проведены реставрационные работы по воссозданию экспозиционного состояния карты.
В 2006 году руководством музея было принято решение о необходимости проведения масштабных реставрационных работ уникального камнерезного произведения – карты «Индустрия Социализма». Срочность их выполнения была подтверждена художественным реставрационным советом, при участии ведущих в этой области специалистов из Государственного Эрмитажа, Горного института, ГМЗ «Царское Село» и Царскосельской янтарной мастерской. В состав реставрационного совета вошли - Бардовская Л.В., Иванов К.С., Игдалов Б.П., Капустина И.Д., Леньчук Д.В., Лопато М.Н., Мавродина Н.М., Макарова Т.Д., Новиков А.Е., Полярная Ж.А., Попова Е.Е., Рахова С.В. и Соколов А.Р.
Исполнителями работ были выбраны специалисты Царскосельской янтарной мастерской. Эта организация имеет большой опыт проведения работ в технике флорентийской мозаики. В условиях Царскосельской Янтарной Мастерской были выполнены такие крупные работы, как воссоздание четырех флорентийских мозаик из интерьера Янтарной комнаты Екатерининского дворца музея, а также серия мозаичных панно-икон для интерьеров Кремля.
Проверка состояния карты, производившаяся лучшими специалистами мастерской, выявила серьезные временные изменения, способные привести к полному осыпанию каменной облицовки памятника. Дело в том, что первоначально мозаичный набор карты был закреплен на текстолитовую основу, которая, как показало время, не смогла создать необходимых условий для долговечной жизни мозаики, и привела к осыпанию каменных пластин. Для предотвращения этого разрушительного процесса была составлена научная методика, которая позволит провести реставрацию карты в соответствии с историческими традициями создания флорентийских мозаик.
Согласно заключению реставрационного совета предлагается заменить текстолитовую основу сланцевой, так как сланец является материалом, который традиционно применяется для крепления мозаик с XVII-XVIII века.
В апреле 2006 года в мастерскую на реставрацию поступил фрагмент карты секции №XXII-5. К ней была успешно применена разработанная мастерами Царскосельской янтарной мастерской методика проведения реставрационных работ, состоящая из более 30 пунктов.
Руководство музея ВСЕГЕИ и художественный совет считает, проведенные Царскосельской янтарной мастерской, реставрационные работы успешными. В декабре 2012 года реставрация монументальной карты «Индустрия Социализма» - камнерезного шедевра, памятника истории Союза Советских Социалистических Республик, подошла к своему завершению.