В 2006 году Царскосельская янтарная мастерская приняла участие в проекте переиздания «Исторического описания одежды и вооружения Российских войск, с древнейших времён до 1855 г.». Все, кто сталкивался с необходимостью прояснить для себя вопросы, связанные с одеждой или вооружением российской армии XVII - первой половины XIX века: театральные деятели и кинематографисты, музейные работники и коллекционеры, историки и художники, просто интересующиеся историей военной униформы, не раз обращались к этому многотомному изданию. С середины девятнадцатого столетия и по настоящее время оно является наиболее полным источником сведений обо всех переменах обмундирования, снаряжения и вооружения русской армии.
К великому сожалению о жизни руководителя этого проекта известно лишь немногочисленному кругу исследователей. Александр Васильевич Висковатов родился в 1804 году. Образование получил в I кадетском корпусе после окончания, которого был выпущен прапорщиком артиллерии. Впоследствии, к 100-летию корпуса штабс-капитан Висковатов написал исторический очерк этого учебного заведения («Краткая история 1-го кадетского корпуса» СПб., 1832). Труд этот обратил на себя внимание императора Николая I, который поручил А.В. Висковатову, занимающего к этому времени должность инспектора классов кадетского корпуса, составление «Исторического описания одежды и вооружения российских войск».


Уникальность переиздания труда Висковатова 2006 года заключалось не только в самом факте переиздания, но и в том, что Царскосельская янтарная мастерская, под руководством Б.П. Игдалова, должна была сделать для каждого тома деревянные футляры, фанерованные орехом, а для лицевой стороны каждого из них изготовить и закрепить вставки-панно из твердого камня, выполненные в смешанной технике - фигуры объемной резьбы по твердому камню, а фон в стиле флорентийской мозаики.

На пути осуществления этого проекта, было пройдено несколько этапов:

  1. Первый предусматривал просмотр всех томов «Исторического описания…» и отбор 30 фигур солдат и офицеров.
  2. Второй этап заключался в составлении краткой исторической справки по конкретной фигуре из каждого тома для скульптора и мастеров. На основании только «Исторического описания…» это было сделать невозможно. Поэтому привлекалась дополнительная литература, использовались материалы находящиеся в экспозициях музеев (ВИМАИВ и ВС, ГМЗ «Царское село» и ГЭ), статьи посвященные униформе русских войск, опубликованные в журналах «Цейхгауз»», «Орел» и др.
  3. На третьем этапе работы скульптор Р.М. Харитонов, опираясь на сведения, изложенные в исторической справке, выполнял рисунок (офицера или солдата) в заданный размер. Затем скульптором выполнялась объемная модель в пластилине.
  4. На четвертом этапе к работе приступали мастера - камнерезы. 
  5. На пятом этапе, выполненную фигуру в камне камнерезы передавали ювелирам, которые должны были ее «одеть». В их задачу входило изготовление предметов амуниции: этишкетов, репейков, погон, пуговиц, горжетов, офицерских шарфов, шпор, и др.
  6. На шестом, завершающем, этапе - «фигуры на фоне» крепились в крышке футляра мастерами-краснодеревщиками.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

ниже приведена статья А.Л. Никитина, напечатанная в журнале "Старый барабанщик" в 1995 году.

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ “ИСТОРИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ОДЕЖДЫ И ВООРУЖЕНИЯ РОССИЙСКИХ ВОЙСК”

А.Л. НИКИТИН,

младший научный сотрудник Государственного Военно-исторического музея А.В. Суворова (г. Ленинград)

(Историко-библиографический очерк)

  • Источник «Старый барабанщик». 1995. № 1 c. 13-16

Историки, художники, музейные работники и театральные деятели, кинематографисты и коллекционеры - все, кто сталкивался с проблемой "прикладной" военной истории, не раз обращались к многотомному справочному изданию, с середины прошлого столетия и по сей день остающемуся наиболее полным сосредоточием сведений о всех переменах обмундирования, снаряжения и вооружения русской армии. Однако, любопытные обстоятельства составления, издания и переиздания этого монументального труда никогда не обобщались, а некоторые и не были известны до 1980 года, когда документальном фонде ленинградского Военно-исторического музея Артиллерии, Инженерных войск и войск Связи были обнаружены пятнадцать переплетенных фолиантов, испещренные старинным почерком страницы которых представили черновой вариант будущего кладезя для мундироведов...

Начало работы над этим сочинением относится к 1830 году, когда повелением императора Николая I дело организации описания обмундирования и вооружения русских вооруженных сил с древнейших времен до современной эпохи и было возложено на выдающегося николаевского военного администратора, генерал-адъютанта, генерал-лейтенанта П.А. Клейнмихеля. По его представлению был образован особый Комитет по составлению исторического описания одежды и вооружения российских войск, бессменным председателем которого он пробыл до самого своего почетного отставления от дел в 1855 году, оказывая высокое покровительство и всяческое административное содействие группе непосредственных исполнителей. Окончательно оформилась эта группа к 1833 году в качестве комиссии при Инспекторском департаменте Военного министерства под руководством армии полковника Бибикова, служащего Комиссариатского департамента, состоявшего для особых поручений при генерал-кригс-комиссаре.

    В процессе работы этой комиссии был просмотрен ряд архивов Военного министерства со снятием копий с соответствующих теме исследования документов, в основном, принадлежавших архивам Комиссариатского и Инспекторского департаментов, а также сделаны выписки из различных исторических сочинений того времени.

    Собранные копии документов особенно интересные прежде всего скрытыми, как правило, моментами процесса создания тех или иных предметов обмундирования - сметами, подрядами, поставками материалов, внесениями изменений в процессе утверждения; а также выписки - были позднее сброшюрованы в семь книг под заглавием "Предварительные Сведения к Описанию Одежды и Вооружения Российских Войск". Хронологически собранные материалы охватывали период от средневековья до января 1835 года. В 1835 году полковником Бибиковым эти предварительные сведения были систематизированы по родам и видам войск и, расположенные в хронологическом порядке с 1700 по июнь 1835 года, были впоследствии сброшюрованы в шесть книг под заглавием "Описание Одежды Российского Войска" с подзаголовками частей по родам и видам войск. К последней части предполагался алфавитный указатель, составленный неким полковником Покровским.

    И уже на основании этого труда был сделан экстракт из двух частей, представляющий собою сжатый исторический очерк развития обмундирования, вооружения, снаряжения и знамен русской армии с 1700 по 1835 годы, созданный на базе подлинных документов "Предварительных Сведений...", систематизированных на втором этапе работы. Предполагались и, вероятно, были созданы "девять сот объяснительных в трех книгах рисунков", о которых упоминается и авторском предисловии к первой части "Предварительных Сведений", но которые до сих пор не обнаружены.

    Созданием 1835 году сброшюрованного в две части "Описания Одежды и Вооружения Российских Войск" комиссия полковника Бибикова свою работу закончила. Собранные рукописные материалы, вероятно, хранились в Комиссариатском департаменте, откуда во второй половине XIX века поступили в отдел рисунков и чертежей Интендантского музея (с 1881 по 1902 годы назывался Магазином образцов Главного Интендантского управления, аббревиатура которого и вытеснена на корешках переплетов). После его упразднения в 1927 году эти книги стали принадлежать преемнику - Военно-хозяйственному музею (с 1930 года - Военный Историко-бытовой) и вместе со всем его собранием в 1937 году поступили в фонды Артиллерийского музея.

    По косвенным упоминаниям можно предположить, что прекращение работы комиссии полковника Бибикова было следствием недостатка материалов для составления окончательного цельного очерка.

    Продолжение работы было возложено на преподавателя математики 1-го Кадетского корпуса штабс-капитана А.В. Висковатого, известного уже в официальных кругах историческими разысканиями материалов по истории флота и, в особенности, основательным очерком своей первой военной школы - 1-го Кадетского корпуса, изданным к его юбилею. За этот труд Висковатов, будучи скромным инспектором классов корпуса, удостоился особенной Высочайшей благодарности, а в самый день юбилея - следующих императорских слов "Я вам обязан сегодняшним праздником". Следствием было назначение его старшим адъютантом дежурного генерала Главного Штаба, а уже после принятия на себя трудов по составлению "Исторического описания..." - пожалование бриллиантового перстня в 1837 году и подарка в 1839.

    Почти одновременно с Висковатовым, в 1838 году, к занятиям по историческому описанию одежды и вооружения российских войск был определен художник-баталист, придворный живописец К.К. Пиратский, под руководством и при личном участии которого создавались иллюстрации. В число их составителей и мастеров входила значительная группа рисовальщиков и граверов того времени. Среди иллюстраций ''Исторического описания.." встречаются работы как мало известных деятелей, так и таких рисовальщиков, как знаменитый археолог Ф.Г. Солнцев, таких граверов, как лучший ученик Уткина И.П. Фридриц и др. Привлекались, вероятно и служащие Военно-топографического депо Главного Штаба, пятое отделение которого было специально посвящено гравированию.

    И вот, к 1840 году на основании первой части "Предварительных Сведений" Бибикова, включившей документы, относящиеся к допетровскому периоду, Висковатов составил первую часть ''Исторического описания одежды и вооружения российских войск", которая издавалась отдельными тетрадями с иллюстрациями в дорогом варианте (текст на ватманской, а рисунки на китайской бумаге) по цене 4 рубля серебром за каждую, и в более дешевом (текст на веленевой, рисунки на французской бумаге) по 3 рубля. Печатание осуществлялось в Военной типографии при Главном Штабе - текст; и первоначально в литографии департамента Военных Поселений - рисунки Объявления о выходе в свет и о возможной подписке в канцелярии департамента Военных Поселений регулярно публиковались. Общая цена первой части, состоявшей из семи тетрадей, простиралась от 21 до 28 рублей серебром, так что широкого распространения этого труда по понятным причинам не последовало, хотя он и продавался в магазине Главного Штаба и у комиссионера редакции "Русского Инвалида" Ю.А. Юнгенмейстера.

    Тем не менее, научное значение работы для своего времени не осталось неоцененным. На традиционном заседании 15 мая 1843 года Императорская Академия Наук удостоила это сочинение второстепенной (половинной) Демидовской премии за 1842 год. Не замедлила откликнуться на выход в свет первой части "Исторического описания ..." и военная пресса. Впервые уже 20 января 1842 года краткой заметкой в обширной статье некоего К. "Новые художественные издания" говорилось о нем, как о труде "в высшей степени драгоценном и для художников, и для ученых". В Заключении отмечалось, что "... издание выходит из ряда обыкновенных художественных новостей и по важности своей требует особенного внимания...", почему должна была последовать особая статья.

    Эта, пространная, хвалебная, составленная в добром верноподданическом духе рецензия не замедлила появиться в печати. Новое издание было охарактеризовано как "… великолепное в полном смысле слова, блещущее и ученостию составителя и искусством художников трудившихся над рисунками, и роскошью типографическою".

    Автор этой статьи не ставил своей целью произвести вдумчивый анализ труда Висковатова, почему и научное значение его рецензии минимально, однако в ней чувствуется пафос патриотического ревнителя русской военной старины и восторженного почитателя предпринятого труда, представлявшего собой, по его мнению" прекрасное начало, которому дай Бог более и более подражателей между частными людьми". Поистине прозорливым оказалось и мнение о “грядущих историках..." которые в этой книге найдут множество поводов к важным для науки сближениям, выводам, догадкам, открытиям".

    С тех пор также в виде тетрадей с приложенными иллюстрациями части "Исторического описания ..." стали выходить регулярно. Текст продолжал печататься в Военной типографии, а иллюстрации с 406 листа третьей части, то есть, с 1842 года стали печататься в литографии Главного управления Путей Сообщения и Публичных зданий  После 1857 года работа по их составлению перешла в так называемую, редакцию Российский Военной Хроники, во главе с генерал-лейтенантом В.В. Штейнгелем -учреждение, занимавшееся не только изданием хронологических таблиц истории частей русской армии, но и взявшее на себя функции бывшего Управления делами о форме одежды войск по составлению описаний и рисунков всех проектов элементов обмундирования. Поэтому и печатание рисунков, исполненных по-прежнему под руководством и при участии академика живописи К.К. Пиратской, назначенного начальником рисовального отделения редакции, продолжалось в редакционной литографии В. Дарленга. Но, видимо, объем работ, оказался ей не под силу, почему с 1861 года у Дарленга печатались лишь отдельные листы, а в основная масса оттисков литографированных иллюстраций заказывалась французской фирме Лемерсье.

    Но если первая часть была еще в целом самостоятельной работой Висковатова, то последующие представляли собою проверенный; по возможности исправленный и дополненный вариант черновых материалов Бибикова о чем свидетельствует уже единство самого названия, одинаковая структура и просто параллельные отрывки, Именно, поэтому автор и не поставил на титульном листе самого капитального из своих трудов собственной фамилии. (Потому же и последующий исследователь, заимствовавший оттуда значительную часть, посвященную первой половине ХVIII века, прямо указывал, что "Историческое описание" было издано "под редакцией Висковатова".

    Обстоятельство это оказалось полностью забытым уже ко времени выхода в свет Энциклопедии военных и морских наук генерал-лейтенанта Г.А Леера. А Энциклопедический словарь, изданный ф. А. Брокгаузом и И.А. Ефроном канонизировал эту неточность, так что через "Сытинскую" Военную энциклопедию она проникла и в современные справочные издания. Поэтому отныне представляется целесообразным при ссылках на первую часть "Исторического описания" в скобках указывать фамилию автора, тогда как все остальные части описывать на заглавие).

    Издание 1841 - 1862 годов составляло собственность Военного министерства и широкого распространения не получило. Отпечатанное незначительным тиражом, уже к концу XIX века оно стало большой библиографическою редкостью, ибо лишь крупнейшие столичные собрания обладали полным комплектом тетрадей, сброшюрованных в, так называемые, 'фолиантные" или вовсе единичные "раскрашенные", для императорских собраний экземпляры этого труда.

    Поэтому "за полным израсходованием" первоначального издания под эгидой Технического комитета Главного Интендантского управления в 1899 - 1902 годах было предпринято переиздание "Исторического описания" в удешевленном варианте для широкой продажи в том числе и в войска. Оно получило неофициальное название "Интендантского издания".

    Весьма выгодное дело перепечатки текста почему-то досталось незначительной петербургской типолитографии под вывеской" В.С. Балашев и К°", которая на самом деле принадлежала помощнику присяжного поверенного Я.Л. Берману (*). Иллюстрации производились способом монохромной фототиции в знаменитом заведении "поставщика Двора Его Величества", купца А.И. Вильборга. И уже после выхода в свет первой части переиздания в 1899 году особенным положением Военного Совета от 18 марта 1900 года был заключен официальный контракт и открыта подписка.

    По этому поводу на страницах официального органа Военного министерства газеты "Русский Инвалид" развернулась дискуссия, открытая в №182 редактором "Альманаха армии и флота" Б.Л. Тагеевым-Рустам-Веком. Отдавая должное "... важности такого издания, не только для каждого военного, но и для всякого русского человека, искренне любящего свою родину...", он однако, отмечал "... массу ошибок, пропусков, неточностей…" и, анализируя некоторые из них, даже приходил к категорическому выводу об отсутствии "серьезного научного значения" издания. Упрекая переиздателя в желании воспроизвести точную копию первого выпуска труда. Тагеев призвал к "самой тщательной проверке и редакции его".

    Не замедлил откликнуться на этот упрек и Берман, для которого длительная проверка, исправление и дополнение "Исторического описания." были коммерчески невыгодны. В ответном письме в редакцию он попытался опровергнуть высказанные по адресу Висковатова замечания и, определенно отметив, что "...издание представляет огромный интерес не только для историков, как научный материал, но и для лиц, вообще интересующихся историей развития военного могущества России, как сочетание художественного альбома с колоссальной, единственной в своем роде монографиею...", с резкостью судейского красноречия представил притязания Тагеева на исправления труда, как совершенно необоснованные.

    Продолжил спор подъесаул Лейб-гвардии Уральской Е.В. сотни В.Ф. Железнов, упомянутый Тагеевым в качестве авторитетного знатока оружия. Отмечая, что "ошибок и пропусков, даже в рисунках, у Висковатова изрядное количество, не говоря уже о его " до-исторической Руси", заключающейся в 1-м томе "Исторического описания..." - при современном состоянии археологической науки этот весь том, почти во всем, что касается "оружия и конского снаряжения" должен быть признан исключительно плодом фантазии", он заключает: "Настоятельно необходимо пересмотреть этот труд, исправить его и только тогда предлагать его частям войск."

    Последнее слово в дискуссии осталось за служащим Оружейного отдела Артиллерийского комитета, штабс-капитаном В.Г. Федоровым - впоследствии выдающимся отечественным конструктором автоматического стрелкового оружия. Подвергнув анализу в своей статье (40) сделанное Висковатовым описание вооружения николаевской эпохи которое, кстати, критически оценивалось еще и современниками, он проиллюстрировал свой тезис, что предполагаемый к широкому переизданию труд "... в отношении описания вооружения не только дает очень мало материала для историков и вообще для лиц, интересующихся военным могуществом России, но к является настолько слабо выполненной работой", что ему "не помогут никакие пересмотры".

    Однако, невзирая на такое распространенное и имеющее под собой некоторое основание мнение, переиздание продолжалось прежним порядком. Оно прервалось лишь с выходом в свет девятнадцатой части в 1902 году, после чего по неизвестным причинам сомнительная печатня" В.С. Балашев и К°" прекратила свое существование; исчез из столицы и ее хозяин.

    Выпуск же иллюстраций продолжался, опередив перепечатку текста. Поэтому к 1914 году (знаменитой столичной типографией, с 1903 года переместившейся на Звенигородскую, 11 под названием 'Товарищества Р. Голике и А. Вильборг", было перепечатано большинство из 1355 иллюстраций не только всех тридцати частей старого издания /на двадцать семь новых частей/, но и в той же манере воспроизведена основная масса из 705 иллюстраций хронологического продолжения вплоть до 1881 года. За основу продолжения было взято официальное издание: "Перемены в обмундировании и вооружении войск Российской Императорской армии с восшествия на престол Государя Императора Александра Николаевича" / СПб.,1857 - 1881, тетр. I-III / с "Дополнениями...” / СПБ., 1862, 1864-1866, 1869, 1871, 1872, 1875, 1879, 1880/, в создании иллюстраций которого до самой кончины в 1871 году участвовал профессор К.К. Пиратский.

    Однако, двадцатой части "Исторического описания..." суждено было увидеть свет лишь через сорок два года после предшествующей. Под эгидой эвакуированного в Новосибирск Артиллерийского Исторического, музея, трудами его сотрудников подполковника административной службы Т.И. Воробьева и инженер-полковника П.Д. Львовского с 1944 года издание было возобновлено и блестяще воплощено в полном объеме тридцати четырех частей /ХХ-ХХVII окончившие переиздание первого выпуска и ХХVIII - ХХХIV продолжения/. Недостающие листы иллюстраций были отпечатаны преемником фирмы "Р. Голике и А. Вильборг" - ленинградской типографией N 3 им. Ивана Федорова, правда, значительно слабее по качеству исполнения (**); листы иллюстраций и традиционные тетради текстов были заключены в единообразные изящные папки с прежним названием - в таком виде продолжение старинного труда поступило в продажу (***).

    Но попыток к исправлению, дополнению и дальнейшему продолжению висковатовского уникального справочника не предпринято и поныне. И задача эта более сложная, чем кажется на первый взгляд, ибо требуется не только хронологическое продолжение и исправление очевидных ошибок и неточностей старого издания, но тщательное изучение сохранившихся памятников, сличение их подлинного облика с уставными описаниями, вскрытие тех характерных отступлений и нерегламентированных нововведений, а также неутвержденных проектов, лишь вскользь затронутых "Историческим описанием..." Путем к этому может служить лишь систематическое исследование отдельных предметов обмундирования и мундирных коллекций наших музеев; точная атрибуция и датировка вещей с обсуждением "загадок" на межмузейном уровне и, как следствие, издание описаний коллекций и сводных каталогов военных вещественных памятников, позволяющих через прямое прикосновение к ушедшим эпохам воссоздать внешний облик героических моментов боевого прошлого России.

*     Типографию В.С. Балашова в 1898 году откупила предприимчивая компания из двух помощников присяжных поверенных Якова Лазаревича Бермана и Миная Соломоновича Запщупина, а также гражданского инженера Савелия Иосифовича Войтинского, оставив ей прежнюю вывеску. 21 мая 1899 года был Высочайше утвержден Устав нового акционерного общества /ПСЗ-3, 1899, 16921, с.506/. С 1900 года Берман, бывший ранее лишь ответственный лицом, стал единоличными ее владельцем.

**     Плачевна была судьба многочисленных некомплектных листов иллюстрации: в 1950-е - 60-е годы в Артиллерийском музее их сотнями использовали для черновых записей, изрезали на бирки для инвентарных номеров, приспосабливали для напечатания карточек и различных бланков. Таким образом было преступно загублено не менее трех тысяч ценных в историческом и художественном отношениях листов иллюстраций.

***  Таким образом, при переиздании в 1944 г. количество частей “Исторического описания…” сократилось на три. В XX часть нового издания вошли два раздела (драгуны и конные егеря) из XXI части первого издания. За счет этого новая XXI часть включила дополнительно все разделы старой XXII части. В результате XXII часть нового издания стала соответствовать XXIII части 1861 г. Дальнейшее объединение шло таким же образом. В новую XXIII часть вошла вся прежняя XXIV часть и два раздела из XXV (гвардейские драгуны и уланы). Соответственно новая XXIV часть включила оставшиеся разделы старой XXV части, а также всю XXVI. Новая XXV часть объединила сразу две старые – XXVII и XXVIII. Остальные новые части без изъятий соответствовали старым: XXVI – XXIX; XXVII – XXX.

 

                                           Наши партнёры:

 TripAdvisorlogo3 150 gmz cs  peterhof isaak sb crpp.ru