Борис Игдалов Курильщики проводят столько времени, забавляясь своими курительными трубками, чистят и наполняют их, что Жизнь считает их слишком занятыми, чтобы посылать им неприятности.

Печально, но популярность курительной трубки давно прошла, вместе с ней канули в лету и тихие вечера в заполненном книгами кабинете, где, не торопясь, покуривая изысканно вырезанную трубку, рассуждали о философских трактатах, политических интригах, коварных убийствах и великих литературных достижениях.

Читать дальше


Надо признать, смена столетий повлекла за собой не только исчезновение столь аристократического хобби, как курение трубки, но и придала забвению материю более тонкую – историю курения. Это явление однажды столь значимое, приводившее к социальным волнениям и войнам, а сегодня столь осуждаемое и запрещаемое, что мы совершенно отвыкли рассматривать его в историческом и искусствоведческом аспекте.
На самом же деле, курение – явление с историей столь глубоко затерянной в древности, что вряд ли можно поведать о нем, не совершив ошибки. Считается, что появилось оно именно тогда, когда человек почувствовал чудесный, расслабляющий все мышцы и развеивающий дурные мысли, запах листьев определенных растений. Письменный источник, указывающий на существование традиции курения относится к V веку до н.э. – это «История» - трактат Геродота Галикарнасского. В ней автор отмечает, что скифы вдыхали дым горящих листьев. Своим увлечением скифы поделились с греками, через которых курение, триумфально пройдя по землям кельтов и германских племен, вскоре завоевало расположение воинственных скандинавов. Совершенно другим путем пришло курение в Персию и Индию, а именно через Северную Африку и Центральную Азию. Именно там было создано особое приспособление для курения марихуаны, основным принципом которого было очищение дыма через воду. Именно оно и стало прародителем кальяна, позже усовершенствованного на Востоке. Курение же трубки, безусловно, пришло в Старый Свет от американских индейцев. Трубка мира, раскуриваемая ими при переговорах и заключении важных договоров, стала всемирным символом открытости и компромисса.
Как известно, в XVI веке Христофор Колумб удивил Европу многими заморскими диковинами, среди которых был и табак. Не прошло и десяти лет, как именно это «зелье» завоевало сердца и легкие европейцев, начиная с правящих особо и заканчивая простолюдинами.
Курительные трубки того времени, как и сегодня, изготовлялись из многочисленных материалов – среди них вереск, глина, каменная тыква, вишневое дерево, мескитовое дерево, ольха, бук и клен. Однако «аристократом» среди этих материалов по праву считается морская пенка – материал жаростойкий, легкий и весьма таинственный. Он часто ассоциируется с Венерой, вышедшей из морской пены и среди своих почитателей носит название Белой Богини. В действительности, этот материал представляет собой, по предположению ученых, останки доисторических ракушек и крошечных морских обитателей.
Морская пенка (Meershaum) – минерал редкий, в своем лучшем качестве она добывается лишь в маленьком турецком городке Эскишехир (Eskisehir), расположенном на берегу Черного моря. До XVII века она успешно применялась местными жителями для изготовления домашней утвари, но ситуация эта в корне изменилась благодаря одному венгерскому дворянину. В 1723 году граф Андрасси прибыл в Турцию с официальным визитом и получил в подарок от султана Ахмеда III частичку «Белой Богини». Вернувшись на родину, граф отдал кусок морской пенки своему знакомому резчику Карлу Ковачу и в результате стал первым обладателем пенковой трубки. Другая же история утверждает, что никакого отношения к первой пенковой трубке Андрасси не имеет, и что она была изготовлена французом Пьером Пюжэ, учеником итальянского скульптора Джованни Лоренцо Бернини аж в 1652 году.


В истории найдется еще около 5-10 версий появления пенковой трубки, и каждая будет иметь право на существование. Доподлинно известно одно – с 1750 года спрос на пенковые трубки в Европе взметнулся до небес. Они стали признаком благосостояния и высокого общественного положения и часто рассматривались как произведения искусства, благодаря великолепной объемной резьбе. Мастера резчики украшали трубки целыми скульптурными композициями, образами животных и птиц, а также портретами исторических лиц или совершенно отвлеченными персонажами. По существу, это были прекрасно выполненные миниатюрные скульптуры. Часто даже не курящие люди заказывали себе пенковые трубки и просили мастеров самим хорошенько ее раскурить, чтобы она приобрела золотисто-медовый цвет и позже украсила каминную полку заказчика.
Было модно изготавливать мундштук трубки из не менее таинственного и окутанного легендами материала – янтаря. Полагали, что он очищает табак подобно воде в кальяне, а также придает неповторимый оттенок табачному дыму. Пенковые трубки с янтарным мундштуком требовали полной преданности своего владельца, который обычно баловал ее изысканным футляром с замшевой, шелковой и бархатной подкладкой и исправно проводил церемонию очистки камеры специальной лопаточкой, бережно стараясь не повредить пенку, за эти старания пенковая трубка вознаграждала своего обладателя прекрасным благородным цветом, изысканным ароматом и безупречным внешним видом.
К 1850 году спрос на пенковые трубки пришла в XIX веке. Их изготовлением занимались в основном иностранцы – немцы и австрийцы. Среди самых известных мастеров того времени можно назвать Ф.В. Крамера, К.Г. Эша, Ф. Прюса, Стантина и Беккера и Франца Шиллинга.
В начале XX век ценность и качество пенковых трубок стали неизбежно падать. Их производство было поставлено на поток, что снизило качество резьбы и сделало их доступными для представителей среднего класса. Во время Первой Мировой Войны морская пенка была вытеснена вереском, который и по сей день удерживает пальму первенства среди материалов для изготовления курительных трубок.
Вполне вероятно, что 99% всех пенковых трубок, произведенных в период с XVII по XX век, сегодня составляют гордость многих европейских музеев и частных коллекций. Одна из таких коллекций выставлена в Церковном флигеле Екатерининского дворца в г. Пушкине. Она была собрана директором Царскосельской Янтарной Мастерской Борисом Павловичем Игдаловым и является весьма примечательной в историческом и искусствоведческом плане. Здесь можно увидеть более 40 экспонатов – представителей не долго просуществовавшей культуры изысканных «мужских игрушек». Основные мотивы трубок коллекции можно разделить на эротические, колониальные, сцены охоты, батальные сцены; портреты известных людей. Каждая из этих трубок может стать предметом долгого увлекательного рассказа. Жаль, что сегодня размеренное курение трубки вряд ли вписывается в бешеный ритм современного человека XXI века, но мистическая привлекательность Белой Богини притягивает новое поколение почитателей, которые будет изучать, сохранять и возрождать ее культ.

Автор статьи:

Член союза художников, Художник реставратор высшей категории
Лауреат премии правительства РФ
Директор Царскосельской Янтарной Мастерской
Шевалье
Игдалов Б.П.

 

 

                                           Наши партнёры:

 TripAdvisorlogo3 150 gmz cs  peterhof isaak sb