История Агатовых комнат, находящихся на втором этаже комплекса Холодная баня или, как его еще называют, Термы Камерона, уникальна и сложна одновременно. Комплекс был построен для императрицы Екатерины Великой в 1780-1788 годах. В состав Терм входит Агатовый павильон – единственное строение, выполненное в полном соответствии с первоначальным замыслом архитектора Чарльза Камерона, приглашенного Екатериной II для работы в Россию. До того как шотландский архитектор покинул свою родину, он потратил несколько лет на изучение античных терм, и идея Екатерины Великой придать Царскому Селу ноту античности нашла отклик в его душе. В павильоне Холодная баня Камерон создал неповторимый и единственный в своем роде интерьер, соединивший в себе десятки видов декора от золоченой резьбы и живописных вставок до яшмовой облицовки стен. Центральное положение занимает Большой зал с открытой ротондой, небольшие по размерам кабинеты – Агатовый, Яшмовый, Овальный, Кабинетец и Библиотека, располагаются по сторонам от него. Павильон сохранился с XVIII века в неизменном виде, пережив разорение Царского Села при Павле I и годы Великой Отечественной войны.
С течением времени мраморная облицовка стен Большого зала, а также яшмовая отделка Агатового и Яшмового кабинетов потеряли свой блеск, частично была повреждена позолота. На грани утраты находились живопись и некоторые лепные орнаменты плафона, сильно пострадавшего от многочисленных протечек.
В октябре 2010 года было подписано соглашение между ГМЗ «Царское Село», ОАО «Российские железные дороги» и Благотворительным фондом «Транссоюз» о начале проекта комплексной реставрации Агатовых Комнат.
Работы по комплексному восстановлению уникального интерьера выполняет ООО «Царскосельская янтарная мастерская» под руководством художника-реставратора высшей категории Б.П. Игдалова. Накопленный этой организацией опыт огромен. Разработанные уникальные технологии реставрации и консервации не только отвечают всем мировым стандартам, но и гарантируют сохранность павильона на многие годы. Эти принципы разительно отличаются от предыдущих методов реставрации, которые были применены в 1950 годах, когда вместо восстановления позолоты на места утрат наносилась бронзовая краска, значительно усложнившая процесс реставрации позолоты, а утраты живописи закрашивались на скорую руку масляными или темперными красками.
Безусловно, каждый реставрационный проект неповторим, поскольку, невозможно решать новые реставрационные задачи по уже известным, старым шаблонам. Каким бы обширным ни был опыт реставраторов, они неизбежно сталкиваются с разнообразными сложностями и интересными, ранее неизвестными деталями. Но творческие и технические разработки реставраторов могли бы не найти реализации, если бы вовремя не было найдено необходимое финансирование.
Восстановление очаровывающего своей изысканной и утонченной красотой павильона Холодная баня еще не завершено, но пройдена бoльшая часть пути. На данный момент полностью отреставрированы помещения Библиотеки и Агатового кабинета. В других помещениях реставрационные работы находятся на различных стадиях готовности: Овальный и Яшмовый кабинеты будут завершены к концу 2012 года, в 2013 году будут проведены реставрационные работы в Кабинетце и лестнице, ведущей в Агатовые комнаты. Великолепный интерьер Большого зала, украшенный восьмью мраморными статуями с бронзовыми канделябрами, поражающий объемом золоченого декора, искусственного мрамора, плафоном с семьюдесятью живописными вставками и уникальным наборным паркетом из ценных пород дерева, будет открыт для посещения уже в сентябре 2012 года.
Принципиально важно и то, что современные российские меценаты не только поддерживают деятелей культуры и искусства, но и как их предшественники, заботятся о том, чтобы культурные ценности были доступны широким слоям общества. Именно поэтому в декабре 2011 года по инициативе директора Государственного музея-заповедника «Царское Село» О.В. Таратыновой в залах первого этажа павильона Холодная баня была открыта выставка «Агатовые комнаты. Путь к возрождению». Она знакомит посетителей с историей создания изысканных интерьеров, уникальной коллекцией предметов, находившихся в кабинетах, а также с ходом ведения реставрационных работ, запечатленным на современных фотографиях. Посетители выставки могут по достоинству оценить как непревзойденный талант мастеров XVIII века, так и проделанную работу реставраторов ООО «Царскосельская янтарная мастерская». Частью экспозиции стал детский творческий центр, где с помощью компьютерных технологий юные посетители смогут совершить путешествие на Урал, где добывали яшму для отделки павильона, познакомиться с процессом ее добычи, обработки и использования в декоре Агатовых комнатах.
Благодаря щедрости меценатов ОАО «Российские железные дороги» и Благотворительного фонда «Транссоюз», кропотливому труду реставраторов и сотрудников ГМЗ «Царское Село» творение Чарльза Камерона будет полностью отреставрировано и открыто для посетителей уже осенью 2013 года. Данный проект служит показательным примером позитивных изменений в современном обществе. Интерес российских компаний к родной истории и искусству подтверждает возрождение идеалов Просвещения и свидетельствует о возможности подобных, не менее необходимых и интересных проектов в будущем.